Регистрация товарного знака

Регистрация товарного знака от Айдентики-бренда.рф — важная услуга для важных людей

В нынешних реалиях регистрация товарного знака (услуга регистрации в Роспатент) действительно может принести большую пользу бизнесу (прежде всего в плане юридической защиты). И с каждым годом такая услуга становится всё более актуальной. Ее стоимость, если учесть все плюсы, которые в результате получает заказчик, вполне приемлема.

Если вы хотите, чтобы вам оказали эту услугу на комфортных условиях, свяжитесь с командой Айдентика-бренда.рф. Подготовка документов от 65.000 руб.

Что такое товарный знак

Товарный знак — уникальное обозначение, которое служит для индивидуализации товаров (работ, услуг) того или иного предприятия на рынке. Товарный знак (или «торговая марка» — такое словосочетание весьма активно используется в быту в качестве синонима) может быть представлен в формате логотипа. Однако также он может быть воплощен, например, в виде одного или нескольких слов, букв, символов, цветов.

Существуют даже звуковые бренды/товарные знаки. Например, к таковым относится знаменитая мелодия от финской компании Nokia. Она стоит по умолчанию на входящих звонках на старых кнопочных мобильниках этой компании.

Кроме того, в качестве товарного знака (под номером 361937) в РФ зарегистрирована легендарная заставка от «Мосфильма» с изображением скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».

Если разобраться, формат здесь не так уж и важен. Главное, чтобы, благодаря этому знаку, потребитель мог однозначно идентифицировать соответствующий товар бизнес-предприятия. И вообще товарный знак характеризуется прежде всего тем, что является юридически оформленным объектом интеллектуальной собственности. В этом и есть его суть.

Стоит также упомянуть, что зарегистрированный знак относится к нематериальным активам предприятия (для этого его надо поставить на бухгалтерский учёт), и в каком-то смысле увеличивает его стоимость. Он может выступать в качестве предмета залога и даже передаваться по франшизе (договору коммерческой концессии).

За регистрирование товарных знаков в Российской Федерации отвечает такая структура, как Роспатент. Центральный ее офис находится в Москве, однако представительства есть также в Санкт-Петербурге и Новосибирске.

Зачем на практике нужен такой знак

Наличие зарегистрированного товарного знака дает возможность бороться с недобросовестной конкуренцией. Тот факт, что товарный знак охраняется законом, ставит его правообладателя в особо выгодное положение, с которым волей-неволей приходится считаться. У правообладателя появляется масса инструментов, с помощью которых владелец может повлиять на нарушителей в досудебном порядке или же непосредственно в суде.

В частности, это позволяет призвать к ответственности лиц, которые без разрешения используют товарный знак вашей бизнес-компании для продажи своей продукции (говоря проще, реализуют контрафакт). У компании в данном случае есть масса реальных оснований подать на таких лиц в суд. Это на самом деле очень серьезное правонарушение, бьющее по репутации и приносящее убытки. И, безусловно, оно не должно остаться без наказания. В принципе при грамотном подходе в суде истец (правообладатель торгового знака) может получить существенную компенсацию от ответчика (правонарушителя). Следует также отметить, что правонарушитель здесь даже может подпасть под статью 180 УК РФ, например, если своими действиями причинил крупный ущерб (и это удалось доказать).

Вообще тот, кто обладает правами на торговый знак, может достаточно широко контролировать его использование в гражданском обороте.

Еще один важный момент: регистрация закрепляет право первенства. Если же пренебречь этим, то в итоге может сложиться ситуация, когда ваш (или очень похожий на ваш) знак будет официально закреплен за конкурентами. А потом они, вероятно, даже будут пытаться его запретить использовать вам. И даже тот факт, что его разработкой занимались вы, здесь ничего решать не будет.

Плюс ко всему товарный знак выполняет определенные имиджевые и рекламные функции. С его помощью производитель сможет как-то выделить свои товары, подчеркнуть их особенности. И в целом наличие товарного знака в глазах потребителя придает компании некоторую солидность. То есть у потенциальных покупателей такие компании вызывают большее доверие, чем все остальные.

И в данном случае бизнесмен может, не опасаясь, вкладывать средства в продвижение своего бренда, так как риск посягательств со стороны конкурентов сведен здесь фактически к минимуму.

Интересно, что правовая охрана товарного знака будет создавать препятствия даже для регистрации даже обозначений и объектов, которые могут лишь ассоциироваться с вашим логотипом. Так, допустим, владельцы германской торговой марки Adidas, могут не бояться, что в их нише появятся бренды Abibas или Adidasis. Применять их в коммерческой деятельности для идентификации спортивной одежды и обуви будет невозможно, так как их наверняка признают схожими до степени смешения.

Как конкретно осуществляется регистрация

Конечно, прежде всего надо придумать, как будет выглядеть будущий товарный знак. Обычно в него желают превратить логотип. И, разумеется, сам процесс разработки лого требует высокого профессионализма. Только в этом случае можно получить результат, за который не будет стыдно.

Логотип в данной ситуации должен удовлетворять целому перечню критериев. Он должен быть уникальным, то есть отличаться от других по смыслу и по внешнему виду. Также в данном случае запрещено каким-либо образом использовать символику объектов культурного значения. Плюс ко всему надо помнить, что торговая марка не может состоять исключительно из каких-то общепринятых символов и терминов. И если хотя бы один из этих критериев не будет выполняться, ничего не получится.

Только когда логотип, претендующий на звание торговой марки, окажется полностью готовым, можно будет подумать непосредственно о регистрации. И это само по себе довольно сложный и скучный процесс, состоящий из нескольких этапов.

Предварительная проверка товарного знака

Регистрация товарного знака (услуга регистрации в Роспатент) обычно начинается с проверки. Для этих целей многие пользуются бесплатными онлайн-сервисами — они позволяют найти совпадение с товарными знаками, которые уже получили регистрационное свидетельство. Однако такой сервис не сможет сравнить ваш логотип со знаками/марками, которые пока еще рассматриваются Роспатентом. И ознакомиться с такой информацией можно только с помощью коммерческих баз (то сесть это потребует определенных финансовых трат). При этом сам поиск на совпадения производится по особому алгоритму.

Далее надо проверить свой знак в международной базе, что, разумеется, тоже займет некоторое время. Причем даже если в знаке используется кириллический алфавит, то следует транслитерировать его в латиницу, и только потом «прогнать» по базе.

Для подобной проверки также можно обратиться к так называемым патентным поверенным — они в курсе всех юридических тонкостей в сфере патентного права и очень глубоко погружены в тему. Однако регистрация товарного знака (услуга регистрации в Роспатент) с их участием может стоить непомерно дорого.

И еще один принципиальный момент. Даже если какие-то сходства будет обнаружены, это не повод обнулять всю предыдущую работу и начинать всё заново. Достаточно лишь внести в дизайн несколько правок, и тем самым всё-таки добиться нужной оригинальности.

Надо также добавить, что описываемая проверка — абсолютно необходимый шаг, и обойтись без него никак нельзя.

С другой стороны, даже если тождественные знаки не были найдены при поиске, это не гарантирует, что госрегистрация впоследствии пройдет как надо. Потому что результаты поиска — это лишь ответ информационной системы на сформулированный запрос. Только скрупулезное выполнение всех рекомендаций от юристов-практиков может дать здесь некоторую (хотя и тоже условную) уверенность в успешном итоге.

Присвоение классов МКТУ

Аббревиатура МКТУ расшифровывается как «Международный Классификатор Товаров и Услуг». Этот классификатор содержит в себе 45 классов, определяющих сегмент деятельности компании. (34 касаются товаров и еще 11 — услуг),

Чтобы было понятнее, стоит привести несколько примеров. Химические продукты относятся к 1-му классу, металлические строительные материалы — к 6-му, текстильные нити и пряжа — к 23-му, страхование и финансовая деятельность — к 36-му, ветеринарные услуги — к 44-му и т.д. Полную расшифровку каждого из классов можно без проблем найти в интернете.

Кстати, здесь можно выбрать какое угодно число классов (хоть все 45). Но только надо понимать, что размер пошлины на регистрацию товарного знака прямо пропорционален этому числу. И поэтому оптимальнее всего зарегистрировать знак только для сфер, в которых вы реально собираетесь работать.

Составление заявки и подача документов в Роспатент

Заявку-анкету на регистрацию торговой марки нужно составлять по шаблону. В такой заявке придется указать достаточно много сведений. В частности, это наименование и адрес компании, ФИО ее руководителя, номер телефона, почтовый индекс, коды ОКВЭД, упомянутые выше классы МКТУ. Кроме того, здесь должен быть представлен и подробно описан сам товарный знак.

Вместе с анкетой в Роспатент нужно будет предоставить ряд документов (точнее, их копии). Речь идет прежде всего о паспорте, а также свидетельстве регистрации ИП (если форма организации бизнеса именно такая), заверенном нотариусом. Кроме того, следует предоставить эскиз логотипа (будущего знака) в нескольких экземплярах.

В конечном счете все это должно быть подано в Роспатент. Сотрудники же этого органа со своей стороны должны принять вашу документацию, составить опись, подготовить расписку, а также присвоить вашей заявке номер.

Кстати, сегодня не обязательно ехать в эту госструктуру лично. Все бумаги можно переслать по обыкновенной почте.

При желании документы можно отправить и в электронном виде — по е-мэйлу и через портал Госуслуги. Вдобавок ко всему через данный портал очень удобно отслеживать ход регистрации. Госуслуги уведомят заявителя как о старте той или иной процедуры, так и о ее окончании. Однако следует учесть: для подачи заявки через глобальную сеть может понадобиться электронная подпись.

Необходимо также обратить внимание на то, что владелец бизнеса может подавать документы не от своего имени, а через законного представителя. Для этого надо лишь оформить на него нотариальную доверенность.

Рассмотрение заявки и получение свидетельства

К сожалению, представленные документы могут здесь рассматриваться очень долго. Минимальный срок — шесть месяцев. А в некоторых случаях приходится ожидать около полутора лет.

Собственно, сначала специалисты определяют, правильно ли заполнена заявка, все ли документы собраны, соответствует ли изображение/слово, которое претендует на то, чтобы стать торговой маркой, ключевым требованиям. Говоря иначе, проверяются лишь формальные вещи.

После этого проводится экспертиза по существу, от итогов которой и будет всё зависеть. Примечательно то, что Роспатент имеет право в процессе рассмотрения запрашивать и другие документы. И в этом случае тянуть с их предоставлением крайне нежелательно. Потому что после некоторого ожидания заявка может быть просто отклонена. Кроме того, отказать здесь могут из-за нахождения сходства с другими знаками, из-за ошибки в документах, а также из-за препятствий к регистрации, о которых говорится в статье 1483 ГК РФ.

Если же все стадии будут пройдены удачно, то в какой-то момент вас пригласят в Роспатент для выдачи охранного документа, то есть свидетельства о регистрации. Вместе с ним также будет выдан вкладыш, где будет указана значимая дополнительная информация.

Еще некоторые нюансы регистрации

Свидетельство о регистрации будет публиковаться в официальном бюллетене Роспатента. В целом оно выдаётся сроком на 10 лет. И за один год до окончания срока, его надо будет опять продлевать.

Если знак уже стал узнаваем для очень широкого круга потребителей, то он может получить, согласно статье 1508 ГК РФ, статус общеизвестного товарного знака или «супербренда». И этот дает гигантские привилегии. Среди прочего, владелец такого знака имеет право на неограниченную по времени защиту во всех классах МКТУ. Сейчас в России имеется больше двух сотен подобных «супербрендов».

Если некое предприятие, которое зарегистрировало товарный знак, не пользуется им 36 месяцев, предприятие-конкурент вполне может запустить процедуру аннуляции его правовой охраны, а затем перерегистрировать его на себя.

Пока товарным знаком могут обладать только индивидуальные предприниматели и юридические лица. Однако планируется, что в 2021 году такая возможность появится и у физлиц.

Команда Айдентики-бренда.рф возьмет все хлопоты по регистрации на себя!


Даже из этого, очень общего текста ясно, что самостоятельная регистрация — это нелегко. Да, таким образом можно сэкономить существенную сумму. Однако если человек никогда этим не занимался, то вполне вероятно, что он наделает ошибок (и в итоге потраченные деньги просто уйдут в никуда). Кроме того, некоторые бизнесмены в принципе предпочитают переложить взаимодействие с бюрократическими структурами, когда это возможно, на чужие плечи.

И вообще регистрировать товарный знак — это сейчас не прихоть, а практически необходимость. И, значит, этим вопросом, как ни крути, следует заниматься. И в перспективе убытки от незарегистрированного знака могут быть гораздо больше, чем затраты по его получению. Ведь если его первым юридически оформит кто-то другой, это мгновенно обесценит все вложения в его раскрутку.

И здесь мы готовы вам прийти на помощь. Регистрация товарного знака (услуга регистрации в Роспатент под ключ) будет осуществлена нашей командой на высоком уровне. При обращении к нам вас ждет качественный сервис, максимальная клиентоориентированность и индивидуальный подход. Процесс регистрации достаточно долгий, но мы будем рады пройти этот путь с вами до конца.

Мы делаем всё, чтобы нашим клиентам было комфортно с нами сотрудничать. Такое сотрудничество, кстати, может вестись полностью удаленно, а это значит, что ваше физическое местоположение значения не имеет.

С каждым клиентом мы заключаем договор с реальными, четко прописанными гарантиями. Еще одним нашим преимуществом является понятное, обоснованное ценообразование.

Важно также добавить, что в целом мы оказываем большой спектр услуг в сфере дизайна. Следовательно, вы можете обратиться к нам, даже если пока у вас нет ни логотипа, ни даже названия. Мы готовы сделать всё это с нуля, а затем еще и зарегистрировать товарный знак. И никаких других исполнителей для этого вам искать просто не придется.

Хотя, конечно, вы также можете сами предложить свой знак, и наша команда может либо сначала доработать его, либо сразу заняться его узакониванием в Роспатенте.

Просто позвоните или напишите нам в удобное для вас время, чтобы в деталях обсудить все условия!